МОУ "Дмитриевская средняя общеобразовательная школа"
село Дмитриевка, Ракитянский район, Белгородская область
  • Будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

    Скоро ваш ребенок идет в первый класс, а вы не знаете, как проверить готов ли он к школе или нет? На что обратить особое внимание, чтобы ребенок хорошо адаптировался к школьным  условиям? 
    Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:

    1. Общее развитие –  развитие памяти, внимания и особенно интеллекта.
    2. Воспитание умения произвольно управлять собой – умение ребенка сосредоточиться на том, что не вызывает у него непосредственного интереса.
    3. Формирование мотивов, побуждающих к учению – воспитание действительной и глубокой мотивации.

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Готовность ребенка к обучению в школе зависит от того, насколько он развит физически, психически, умственно и личностно, каково состояние его здоровья. Комплекс всех этих факторов  определяет уровень такого развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут впоследствии к нарушению его здоровья. У детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, которые приводят к неуспеваемости.

    Выделяют следующие виды готовности ребенка к обучению в школе:

    • Физическая готовность – общее физическое развитие: нормальный вес, рост и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья. Навыки самообслуживания и гигиенические умения.
    • Психологическая  готовность проявляется в том, что школа привлекает ребенка не столько внешней стороной (желание иметь портфель, тетради), но и  возможностью получить новые знания. При этом ребенок владеет необходимыми средствами познавательной деятельности: у него развиты речь, память, мышление, воображение, пространственные представления.
    • Интеллектуальная готовность это наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний и интереса к ним, понимание связи между явлениями. Уровень развитости словесно-логического мышления должен позволять ребенку обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы.
    • Социально-личностная  готовность проявляется в умении и потребности ребенка  общаться с взрослыми, сверстниками; в умении войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы, в способности принимать роль ученика, умении слушать и выполнять инструкции учителя, навыках коммуникативной инициативы. Кроме того, ребенок умеет преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе.

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    С помощью следующего теста Вы можете выявить уровень общей готовности Вашего ребенка к обучению в школе.

    Зачитайте ребенку следующие утверждения и спросите его, согласен ли он с ними или нет. За каждый утвердительный ответ поставьте один балл.

    1. В школе у меня будет много новых друзей.
    2. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья – уже первоклассники.
    3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками. 
    4. Каникулы - это самое  лучшее в школьной жизни. 
    5. Интересно, как выглядит классная комната.
    6. Я обязательно буду учиться хорошо.
    7. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены.
    8. Я думаю, что в школе будет интереснее, чем в детском саду.
    9. Мне очень интересно, какие в школе уроки.
    10. Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад. 

    Подсчитайте результаты.
    1-3 б. –  Ваш ребенок вовсе не горит желанием идти в школу.
    4-8 б. – Ваш малыш хочет в школу, но важно определить, что для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его больше интересует - новые друзья или уроки. Если больше утвердительных ответов получено по вопросам первой части теста, то ребенок еще не совсем готов к трудностям школьных будней. Если же больше положительных ответов по вопросам второй половины, то ваш малыш вполне представляет, для чего ходят в школу.
    9-10 б. – Ваш малыш хочет идти в школу, и желание его вполне осознанно.

            По итогам теста побеседуйте с ребенком. Важно заинтересовать малыша, показать ему, что в школе ему может быть очень интересно, расскажите, что в школе у него появится много новых друзей, что  он будет весело и интересно проводить каникулы.

    Объясните ему, что учеба - это занятие само по себе весьма занимательное, но непростое, что в школе он узнает много нового и интересного. Рассказывая ему о школе, не приукрашивайте будущую действительность. Он должен усвоить, что в школе учиться хотя и нелегко, но интересно.

    Помимо определения уровня  общей готовности ребенка к обучению в школе, родителям следует обратить внимание и на некоторые другие показатели развития ребенка.

    Развитие речи и готовность к овладению грамотой:

    • Умение интонационно выделять заданный звук в начале слова
    • Умение различать гласные и согласные звуки
    • Умение членить слова на слоги
    • Умение строить  простые предложения из 4 и более слов
    • Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному
    • Умение составлять рассказы о предметах, событиях
    • Умение самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов

    Развитие элементарных математических представлений:

    • Умение считать и отсчитывать предметы заданного количества
    • Умение называть предыдущее и последующее число от заданного
    • Знание цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9
    • Умение соотносить цифру и число предметов
    • Умение измерять длину предметов с помощью условной меры
    • Умение различать и называть  геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник
    • Умение делить круг, квадрат на две и четыре части
    • Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги

     

    Кругозор ребенка:

    • Уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родителей, перечислить  состав семьи
    • Иметь общие понятия о профессиях, занятиях взрослых
    • Знать правила поведения в общественных местах
    • Знать правила безопасного поведения на улице
    • Иметь общие представления  о временах года, сезонных явлениях
    • Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность
    • Знать названия частей суток и их последовательность

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Отдельный разговор о социально-личностной и психологической готовности ребенка к обучению в школе объясняется тем, что зачастую именно эти видыготовности становятся предметом тестирования, изучения при приеме ребенка в школу.

    Внимательно и терпеливо наблюдайте за своим ребенком. Обратите внимание на поведение вашего ребенка во время его общения со сверстниками. Не вмешивайтесь, не подсказывайте ему, как себя вести, не подталкивайте его к каким-либо действиям. Помните: ваша цель - наблюдение.

    Основой для наблюдения могут стать следующие вопросы:

    1.  Легко ли Ваш ребенок вступает в контакт с незнакомыми детьми?
    2. Нравится ли он сам себе? Доволен ли он собой?
    3. Часто ли Ваш ребенок обижается и плачет?
    4. Участвует ли он в играх-соревнованиях или избегает их?
    5. Есть ли у ребенка желание играть со сверстниками?
    6. Часто ли он участвует в драках?
    7. Как Ваш ребенок выходит из конфликтных ситуаций?
    8. Какое у него чаще всего настроение, часто ли оно меняется?
    9. Разговорчив ли ваш ребенок или молчалив?
    10. Спокойный ли у него сон?
    11. Есть ли у Вашего ребенка  друзья?
    12. Принимают ли его в игру знакомые дети?
    13. Умеет ли он организовывать игру (придумать сюжет, распределить роли и т. д.)?
    14. Умеет ли отстаивать свое мнение?
    15. Есть ли у него трудности с речью?

         Материалы наблюдений дадут вам ответ о социально-личностной готовности ребенка к обучению в школе. Идеальный вариант – ребенок умеет общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).

    Советы родителям будущих первоклассников

    Активизируйте познавательные способности

    1. Старайтесь не давать ребёнку готовых ответов. На любое «А почему….?» отвечайте: «А что ты сам думаешь по этому поводу?». Дошкольникам нравится, когда интересуются их мнением и спрашивают, как взрослых. Плюс – накапливается опыт наблюдения и анализа явлений окружающего мира. 
    2. Головоломки, ребусы, проблемные ситуации – это всё должно быть в вашем арсенале для развития логического мышления ребёнка. Даже по дороге домой можно загадывать загадки о предметх, находящихся в поле вашего зрения.
    3. Не подавляйте исследовательский интерес ребёнка. Пусть посмотрит, потрогает, залезет туда, куда ему надо.
    4. Развивайте мелкую моторику: рисуйте, лепите, конструируйте.

    Обучайте взаимодействию

    1. Чаще ходите с сыном или дочерью в гости, совершайте поездки в новые места, знакомьтесь с новыми людьми. Предоставьте ребёнку возможность самому проявить инициативу в общении.
    2. Спрашивайте ребенка о других детях в классе или группе, интересуйтесь, кто ему нравится, а кто вызывает антипатию и почему.
    3. Научите ребёнка справляться с неудачами, объясните, что плохие моменты в жизни бывают у всех людей. Их нужно пережить и двигаться дальше.

     

    Развивайте волю и контролируйте поведение 

    1. Играйте в игры с правилами: настольные, словесные, подвижные.
    2. Приучайте ребёнка к домашнему труду, уходу за животными.
    3. Научите сына или дочь планировать свою деятельность. Допустим, ему нужно нарисовать рисунок. Значит, для этого потребуется чистый лист бумаги, краски, карандаши или фломастеры и место для работы. Чаще задавайте ребёнку вопросы: «А как ты будешь это делать?», «Что тебе для этого нужно?».
    4. Напоминайте, что любое дело нужно доводить до конца, а не бросать на полпути. 

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    День недели Время 1
    Понедельник 9.00-18.00
    Вторник 9.00-18.00
    Среда 9.00-18.00
    Четверг 9.00-18.00
    Пятница 9.00-18.00

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию

    Документы

    • Все документы
    • Основные документы
    • Бланки заявлений
    • Локальные нормативные акты
    • Муниципальные
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie