Скоро ваш ребенок идет в первый класс, а вы не знаете, как проверить готов ли он к школе или нет? На что обратить особое внимание, чтобы ребенок хорошо адаптировался к школьным условиям?
Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:
Будущим первоклассникам

Уважаемые родители!
- Общее развитие – развитие памяти, внимания и особенно интеллекта.
- Воспитание умения произвольно управлять собой – умение ребенка сосредоточиться на том, что не вызывает у него непосредственного интереса.
- Формирование мотивов, побуждающих к учению – воспитание действительной и глубокой мотивации.
Что такое готовность ребенка к школе?
Готовность ребенка к обучению в школе зависит от того, насколько он развит физически, психически, умственно и личностно, каково состояние его здоровья. Комплекс всех этих факторов определяет уровень такого развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут впоследствии к нарушению его здоровья. У детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, которые приводят к неуспеваемости.
Выделяют следующие виды готовности ребенка к обучению в школе:
- Физическая готовность – общее физическое развитие: нормальный вес, рост и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья. Навыки самообслуживания и гигиенические умения.
- Психологическая готовность проявляется в том, что школа привлекает ребенка не столько внешней стороной (желание иметь портфель, тетради), но и возможностью получить новые знания. При этом ребенок владеет необходимыми средствами познавательной деятельности: у него развиты речь, память, мышление, воображение, пространственные представления.
- Интеллектуальная готовность это наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний и интереса к ним, понимание связи между явлениями. Уровень развитости словесно-логического мышления должен позволять ребенку обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы.
- Социально-личностная готовность проявляется в умении и потребности ребенка общаться с взрослыми, сверстниками; в умении войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы, в способности принимать роль ученика, умении слушать и выполнять инструкции учителя, навыках коммуникативной инициативы. Кроме того, ребенок умеет преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе.
Как определить уровень готовности ребенка
к обучению школе?
С помощью следующего теста Вы можете выявить уровень общей готовности Вашего ребенка к обучению в школе.
Зачитайте ребенку следующие утверждения и спросите его, согласен ли он с ними или нет. За каждый утвердительный ответ поставьте один балл.
- В школе у меня будет много новых друзей.
- Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья – уже первоклассники.
- Я хочу дружить со всеми одноклассниками.
- Каникулы - это самое лучшее в школьной жизни.
- Интересно, как выглядит классная комната.
- Я обязательно буду учиться хорошо.
- Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены.
- Я думаю, что в школе будет интереснее, чем в детском саду.
- Мне очень интересно, какие в школе уроки.
- Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад.
Подсчитайте результаты.
1-3 б. – Ваш ребенок вовсе не горит желанием идти в школу.
4-8 б. – Ваш малыш хочет в школу, но важно определить, что для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его больше интересует - новые друзья или уроки. Если больше утвердительных ответов получено по вопросам первой части теста, то ребенок еще не совсем готов к трудностям школьных будней. Если же больше положительных ответов по вопросам второй половины, то ваш малыш вполне представляет, для чего ходят в школу.
9-10 б. – Ваш малыш хочет идти в школу, и желание его вполне осознанно.
По итогам теста побеседуйте с ребенком. Важно заинтересовать малыша, показать ему, что в школе ему может быть очень интересно, расскажите, что в школе у него появится много новых друзей, что он будет весело и интересно проводить каникулы.
Объясните ему, что учеба - это занятие само по себе весьма занимательное, но непростое, что в школе он узнает много нового и интересного. Рассказывая ему о школе, не приукрашивайте будущую действительность. Он должен усвоить, что в школе учиться хотя и нелегко, но интересно.
Помимо определения уровня общей готовности ребенка к обучению в школе, родителям следует обратить внимание и на некоторые другие показатели развития ребенка.
Развитие речи и готовность к овладению грамотой:
- Умение интонационно выделять заданный звук в начале слова
- Умение различать гласные и согласные звуки
- Умение членить слова на слоги
- Умение строить простые предложения из 4 и более слов
- Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному
- Умение составлять рассказы о предметах, событиях
- Умение самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов
Развитие элементарных математических представлений:
- Умение считать и отсчитывать предметы заданного количества
- Умение называть предыдущее и последующее число от заданного
- Знание цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9
- Умение соотносить цифру и число предметов
- Умение измерять длину предметов с помощью условной меры
- Умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник
- Умение делить круг, квадрат на две и четыре части
- Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги
Кругозор ребенка:
- Уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родителей, перечислить состав семьи
- Иметь общие понятия о профессиях, занятиях взрослых
- Знать правила поведения в общественных местах
- Знать правила безопасного поведения на улице
- Иметь общие представления о временах года, сезонных явлениях
- Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность
- Знать названия частей суток и их последовательность
Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?
Отдельный разговор о социально-личностной и психологической готовности ребенка к обучению в школе объясняется тем, что зачастую именно эти видыготовности становятся предметом тестирования, изучения при приеме ребенка в школу.
Внимательно и терпеливо наблюдайте за своим ребенком. Обратите внимание на поведение вашего ребенка во время его общения со сверстниками. Не вмешивайтесь, не подсказывайте ему, как себя вести, не подталкивайте его к каким-либо действиям. Помните: ваша цель - наблюдение.
Основой для наблюдения могут стать следующие вопросы:
- Легко ли Ваш ребенок вступает в контакт с незнакомыми детьми?
- Нравится ли он сам себе? Доволен ли он собой?
- Часто ли Ваш ребенок обижается и плачет?
- Участвует ли он в играх-соревнованиях или избегает их?
- Есть ли у ребенка желание играть со сверстниками?
- Часто ли он участвует в драках?
- Как Ваш ребенок выходит из конфликтных ситуаций?
- Какое у него чаще всего настроение, часто ли оно меняется?
- Разговорчив ли ваш ребенок или молчалив?
- Спокойный ли у него сон?
- Есть ли у Вашего ребенка друзья?
- Принимают ли его в игру знакомые дети?
- Умеет ли он организовывать игру (придумать сюжет, распределить роли и т. д.)?
- Умеет ли отстаивать свое мнение?
- Есть ли у него трудности с речью?
Материалы наблюдений дадут вам ответ о социально-личностной готовности ребенка к обучению в школе. Идеальный вариант – ребенок умеет общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).
Советы родителям будущих первоклассников
Активизируйте познавательные способности
- Старайтесь не давать ребёнку готовых ответов. На любое «А почему….?» отвечайте: «А что ты сам думаешь по этому поводу?». Дошкольникам нравится, когда интересуются их мнением и спрашивают, как взрослых. Плюс – накапливается опыт наблюдения и анализа явлений окружающего мира.
- Головоломки, ребусы, проблемные ситуации – это всё должно быть в вашем арсенале для развития логического мышления ребёнка. Даже по дороге домой можно загадывать загадки о предметх, находящихся в поле вашего зрения.
- Не подавляйте исследовательский интерес ребёнка. Пусть посмотрит, потрогает, залезет туда, куда ему надо.
- Развивайте мелкую моторику: рисуйте, лепите, конструируйте.
Обучайте взаимодействию
- Чаще ходите с сыном или дочерью в гости, совершайте поездки в новые места, знакомьтесь с новыми людьми. Предоставьте ребёнку возможность самому проявить инициативу в общении.
- Спрашивайте ребенка о других детях в классе или группе, интересуйтесь, кто ему нравится, а кто вызывает антипатию и почему.
- Научите ребёнка справляться с неудачами, объясните, что плохие моменты в жизни бывают у всех людей. Их нужно пережить и двигаться дальше.
Развивайте волю и контролируйте поведение
- Играйте в игры с правилами: настольные, словесные, подвижные.
- Приучайте ребёнка к домашнему труду, уходу за животными.
- Научите сына или дочь планировать свою деятельность. Допустим, ему нужно нарисовать рисунок. Значит, для этого потребуется чистый лист бумаги, краски, карандаши или фломастеры и место для работы. Чаще задавайте ребёнку вопросы: «А как ты будешь это делать?», «Что тебе для этого нужно?».
- Напоминайте, что любое дело нужно доводить до конца, а не бросать на полпути.
Приём письменных заявлений в 1 класс
День недели | Время 1 |
---|---|
Понедельник | 9.00-18.00 |
Вторник | 9.00-18.00 |
Среда | 9.00-18.00 |
Четверг | 9.00-18.00 |
Пятница | 9.00-18.00 |

Зачисление в первый класс
и узнайте всю информацию